В конце 60-х, более сорока лет назад, вся страна в едином порыве
строила ВАЗ — Волжский автомобильный завод. А потом он незаметно
превратился в АвтоВАЗ: давно известное и привычное всем название. И
никто не задается вопросом — а что оно означает, какой несет смысл?
Ведь «как вы лодку назовете, так она и поплывет»...
Итак, усядемся поудобнее, закроем глаза, сосредоточимся. Вдох —
выдох, наши руки тяжелеют и наливаются блаженным теплом, наше сознание
концентрируется на всем известной аббревиатуре… ВАЗ — это Волжский
автомобильный завод. А АвтоВАЗ — это… Правильно: Автомобильный волжский
автомобильный завод.
Ничто не настораживает?
Помните, как в том анекдоте про
Баден-Баден: «Зачем мне повторять, я не глухой». Мы что, хотим кого-то
уверить в том, что ВАЗ действительно выпускает именно автомобили? Стало
быть, подспудно, подсознательно все-таки сомневаемся? Причем настолько,
что пишем не АВАЗ, а АвтоВАЗ!
«Автомобильный волжский автомобильный» — это не просто тавтология,
«масло масляное», а, как говорят лингвисты, ненормативный семантический
плеоназм! Разве может быть счастливой судьба предприятия, которое в
самом своем названии несет бессмысленный pleonasmos, то есть излишество?
Если вазовцам обязательно нужно во что бы то ни стало сохранить в
названии два прилагательных «автомобильный», то с точки зрения той же
семантической лингвистики лучше поставить их друг за дружкой, чтобы
получился ВААЗ — Волжский автомобильный-автомобильный завод. Тогда у
нас уже не плеоназм, а дупликация, то бишь усиление смысла путем
двукратного повтора. Разница? Принципиальная! Например, в Индонезии
слово «suka» означает «прекрасный», а suka-suka — уже «прекраснейший».
Так что ВААЗ — это фактически Волжский автомобильнейший завод! В
превосходной (suka-suka!) степени.
А чтобы совсем избавиться от гнетущего наследия старого имени, нужно
восстановить справедливость. Ведь по идее ВАЗ должен был называться ТАЗ
— Тольяттинский автозавод. Но важность нейминга понимали еще в СССР,
поэтому и придумали эпитет «волжский».
Между тем, по правде-то, волжский у нас… ГАЗ! Он тоже стоит на
берегах великой русской реки, а вдобавок выпускает — увы, выпускал —
автомобили Волга. Но вместо этого второй по значимости отечественный
центр автомобилестроения в Нижнем Новгороде зовется Горьковским — в
честь псевдонима великого пролетарского писателя Алексея Максимовича
Пешкова, автора пьесы «На дне» и поэмы «Песня о Буревестнике». Пусть
сильнее грянет буря! В цехах ГАЗа?
Горько, товарищи…
Предлагаю переименовать ГАЗ в НАЗ, Нижегородский автозавод — как он и назывался в самом начале, в 1932 году. Или в НиНАЗ.
А что касается ВААЗа, то, может быть, нам переименовать сам город —
ну кому нынче интересен большой друг СССР итальянский коммунист
(поговаривают, к тому же и террорист) Пальмиро Тольятти? Возвращать
изначальное имя Ставрополь-на-Волге нехорошо: настоящий-то город
скрылся в пучине Куйбышевского моря при строительстве ГЭС... Только
плодить зловещие анекдоты про «проклятое место». И потом, для
позитивного нейминга это нам ничего не даст: СтАЗ? СВАЗ?
Тогда предлагаю переименовать Тольятти в Автоград. И будет у нас не ВАЗ, а ААЗ — Автоградский автозавод.
А если уж заниматься переименеймингом, то… Почему ВАЗ, ГАЗ, ТагАЗ,
УАЗ и КАМАЗ названы у нас по советскому географически-аббревиатурному
принципу, а Автотор и Иж-Авто — по другому? Непорядок. Калининградский
Автотор предлагаю переименовать в КалАЗ, а Иж-Авто — в ИАЗ. Или в ИжАЗ.
Как тут не вспомнить, что братья-украинцы собирают в Ужгороде
автомобили Skoda...
А почему мы должны делать исключения для сборочных предприятий
иностранных компаний? Пришли в Россию, полезли в кузов — называйтесь
груздями!
Итак, завод Ford во Всеволожске — это ВсеАЗ. Предприятие Toyota в
Шушарах — ШАЗ. Или ШушАЗ? Правда, возникает проблема — в Шушарах еще и
General Motors. ШушАЗ-1 и ШушАЗ-2? Можно выкрутиться следующим образом:
Toyota — это ШАЗ, цеха General Motors — это ШушАЗ. А если по соседству
все-таки построят завод Suzuki, то это будет ШушарАЗ.
Но под Питером есть еще завод Nissan, а вскоре заработает еще один —
Hyundai-Kia. Как бы их назвать… Кто сказал «ПитерАЗ»? Поскольку
промзона Каменка расположена в пределах питерской КАД, предлагаю
Ниссану аббревиатуру СПАЗ — Санкт-Петербургский автозавод. А
предприятие Hyundai-Kia можно будет назвать ШувАЗом — в честь соседнего
района Шувалово, уже не говоря про первого вице-премьера России.
Volkswagen в Грабцеве — конечно, ГрабАЗ. Соседний завод по выпуску
грузовиков Volvo, так и быть, будет КалужАЗ. Завод Sollers в Набережных
Челнах — НаЧАЗ (один из выпускаемых там автомобилей можно переименовать
в НачАЗ Калиф).
А вот что делать с московским Автофрамосом… Ума не приложу. МАЗ? Это
в Минске. МосквАЗ? СтолАЗ — Столичный автозавод? КремАЗ — Кремлевский
автозавод? ЗИЛ — завод имени Лужкова? Тогда во что переименовать завод
имени Лихачева?
Словом, вопрос с Автофрамосом можно вынести на всенародное
обсуждение. А пока — вот вам два проекта, которые сразу поднимут
отечественный автопром на уровень выше мирового.
Первый: объединяем автозаводы в Ульяновске, Нижнем, Ижевске и Тольятти (или в Таганроге). И… Нет, уж лучше Росавто.
А вот второе предложение — точно беспроигрышное, хотя и потребует
больше инвестиций. Строим два новых автозавода. Первый — в Ингушетии, в
городе Карабулаке. Или в Челябинской области, в городе Карабаше. Второй
— в Барабанове. Почему именно там? Потому что оба автозавода —
Карабулакский (или Карабашский) и Барабановский можно объединить в
мощнейший альянс, который обязательно начнет громить конкурентов просто
в силу своего грозного имени. Трепещите, Renault-Nissan и FIAT-Chrysler
— на сцену выходит КарабАЗ-БарабАЗ!
Смешно? А ведь в СССР вопросы размещения предприятий так и решались,
уже не говоря про нейминг — директивно, указанием свыше. До сих пор
расхлебать не можем…
Так что пусть у нас будут теперь Toyota и Ford, а не ШАЗ и ВсеАЗ. Но
АвтоВАЗ и ГАЗ переименовать, пожалуй, нужно. Пусть тольяттинский завод
будет хотя бы просто ВАЗ, без тавтологий и плеоназмов, а еще лучше —
ОАО Лада. А ГАЗ — ОАО Волга. Чтобы им легче плылось.
Будем оптимистами. С Новым Годом!